Главной задачей школы являлась учеба. Учебный процесс регламентировался «Положением об общеобразовательной школе». Это означало, что вся жизнь школы регламентировалась государством. Государство, под влиянием КПСС, определило, что изучать, по каким учебникам учиться, количество часов на каждый предмет. Единообразие было полным. Можно было переезжать в любой уголок страны, программы и учебники были одни и те же. Вся школьная программа и учебники должны были соответствовать политике партии и правительства. В большинстве учебников были ссылки на классиков марксизма - ленинизма. Это называлось «партийностью» предмета. Особенно строго вопрос партийности стоял при изучении литературы и истории. Мнение тоже было единым - партийным. Большую роль в жизни школы играла учительская партийная организация. В подшивках газеты «Степные известия» за октябрь 1952 года в рубрике «Партийная жизнь» приводятся высказывания педагогов – коммунистов, обсуждающих материалы XIX съезда партии: Кзнецовой Е.М., Рыгалова В.Д., Прокоповой Н.Д., секретаря школьной партийной организации Клепнёвой Т.М. Особенно много высказываний по изменениям в уставе КПСС. В газете «Степные известия» за август 1952 года в рубрике «Навстречу новому учебному году» рассказывается о слёте юных пионеров, призыв достойно встретить XIX cъезд партии. В заметке секретаря партийной организации К.И.Комогорова «Обязательства учителей» говорится, что учителя взяли на себя обязательства один раз в месяц читать лекции в колхозах и МТС. Подробно расписывает Кузьма Иванович предстоящие лекции-встречи с разными коллективами. Лекции заканчивались концертом художественной самодеятельности. В заметке подробно рассказывается о том, какие постановки готовят кружки под руководством пионервожатой.
Сейчас нам трудно представить, что образование на всех ступенях было бесплатным. По воспоминаниям бывших выпускников, успех в получении образования зависел только от самого человека. Вышесказанное относится к нашей школе. В нашей школе, как в большинстве школ страны, учились в две смены. Первая смена начиналась в половине девятого, а вторая - в 14 00.. Перемены были по 10 минут. Урок 45 минут. Полностью занятия заканчивались в 19 20. Потом начинались секции, кружки, вечера и комсомольские собрания. Школа работала до позднего вечера. Спортивные секции заканчивались в 22 00 Желающих было много. Это подтверждается воспоминаниями бывших выпускников. Почти все анкетируемые вспоминали школьные спортивные секции, кружки, вечера. Большинство учителей уроки проводили в обеих сменах. Получалось, что они весь день были в школе. В расписании учащихся стояло не более 6 уроков. Если ученик не выполнил домашнее задание, то учитель мог оставить его после уроков. Угроза оставить на седьмой урок была реальной. Эти занятия проводились за счёт свободного временя учителя и никак не оплачивались. Родители и ученики воспринимали это как должное. В 1968 году появилось такое явление как группа продлённого дня. Учитель, занимающийся с детьми, помогал выполнять домашние задания. В ГПД работали добросовестные педагоги: Панченко М.М.. Шатохина В.Г., Никитченко В.И. Благодаря их труду многие слабоуспевающие ученики были подготовлены к экзаменам за курс 8-ого класса. Особый интерес у нас вызвал вопрос об экзаменах. В заметке «Новые сроки весенних каникул и окончания учебных занятий в школах» говориться о том, что министерство просвещения РСФСР внесло изменения в срок каникул окончания учебных занятий в начальных, семилетних и средних школах. Начиная с 1954-1955 учебного года сроки весенних каникул увеличены с 6 дней до 1 дней. 1-3 классы заканчивают учебный год 25 мая, 4-9 классы - - 20 мая. Переводные экзамены в 4-9 класса – с 1 июня, а в 10 классе – с 20 мая. Из материалов газеты «Степные известия» нам стало известно, что ученики сдавали экзамены с и в 6 классе. Так в заметке завуча Большеглушицкой средней школы А.Архипова «Твёрдые знания» говорится о том, что шестиклассники сдали экзамен по экзамен по математике и показали хорошие результаты. Так в газете «Степные известия» за май 1955 года в заметке директора Большеглушицкой средней школы И.Е.Лоскутова и председателя учкома В.Ракитина читаем: «В Б-Глушицкой средней школе развернулась подготовка к экзаменам. На днях здесь выпущен очередной номер общешкольной газеты «Сигнал», посвящённый подготовке к экзаменам. Рядом со стенгазетой красиво написанный плакат: «Сколько дней осталось до экзаменов», на котором ежедневно проставляется новая цифра. Вчера на нём стояло «20». В каждом классе выпущены стенгазеты, в которых учащиеся рассказывают о том, как они готовятся к экзаменам».
О проведении родительских собраний перед экзаменом, об организации фотодоски отличников учёбы говорится в заметке председателя учкома В.Ракитина и директора Лоскутова И.Е. В газете «Степные известия» за июнь 1954 года в рубрике «Экзамены в школах района» подробно рассказывается о прошедшем экзаменационном сочинении на аттестат зрелости. «Экзамены – горячая пора напряжённой работы, когда нужно повторить всё пройденное, подвести итог учёбы за целый год». Вот почему так волновались десятиклассники Больше-Глушицкой средней школы, когда директор школы Иван Елисеевич лоскутов разрывал опечатанные сургучём пакеты с темами по литературе». Далее назывались три темы сочинения. Приводились выдержки из лучших сочинений выпускников. Особо подчёркивает автор заметки учитель Комогоров К.И, что эпиграфом к сочинению одной из выпускниц взяты слова тов. Сталина. В 1952 году школу закончили 127 учащихся! ( в 2015 году нас только 29)
Возник вопрос, сколько же учащихся было в школе? В заметке «Первый день в школе» П. Григорьевой от 2 сентября 1953 года называется число 1100 учащихся. Школа была очень большой! Очень отрадно, что педагоги нашего района удостаивались государственных наград. Так в заметке «Награждение учителей» читаем: «Президиум Верховного Совета СССР за выслугу лет и безупречную работу наградил орденом «Трудового Красного Знамени» преподавателя Большеглушицкой средней школы Кряжимскую В.К.». Здесь же перечисляются другие учителя района, награждённые разными правительственными наградами. В заметке В.Ракитина «Выставка ученических работ» рассказывается о выставке ученических работ: лучших контурных карт, рисунков, тетрадей, чертежей, таблиц, по разным предметам, вышивок, макетов, тематических альбомов. Мы поняли, что учителя и ученики работали творчески, убеждая наглядным примером. Очень удивила нас статья в «Степных известиях за 2 января 1955 года «Январское учительское совещание». Здесь откровенно рассказывалось о работе школ и учителей, назывались причины слабой успеваемости в школах и у отдельных педагогов. Успеваемость вообще была невысокой. Называются такие показатели: «Успеваемость по школам района - 85 %, в Большеглушицкой средней школе 77,5. Большой процент неуспевающих по русскому языку и математике. Из 533 неуспевающих – 393 – по русскому языку. Мы поняли, что неуспевающих было много, «второгодников» тоже много, отсеивалось из школы тоже много. Так, по рассказам учителей старшего поколения, в 5 классе было 43 человека, а в 8 классе уже 37. Остальные отсеялись, то есть остались на повторный год обучения в разных классах. Называются учителя с низкой успеваемостью, приводятся примеры неудачных ситуаций на уроках. На нас это подействовало удручающе. В наше время и успеваемость выросла, и таких откровенных обличений через районную печать тоже нет. Есть и радующие сообщения. Например в газете «Степные известия» за 5 июня 1955 года опубликована заметка завуча нашей школы Бизяева Н.Т. об успешной сдаче экзамена по литературе учениками 10 «В»класса: «19 учащихся получили хорошие и отличные оценки, а 11 учащихся «тройки». На наш взгляд результат очень хороший. В заметке О.Журавлёвой «Вечер выпускников» рассказывается о выпускном вечере 1955 года. 19-ый выпуск покинул школу, получив «Аттестаты зрелости». Большеглушицкая средняя школа – ведущая школа района, с выступлениями на актуальную тему собравшиеся слушают завуча нашей школы Бизяева Н.Т. «Об осуществлении политехнического обучения». Мы заметили, что на всех учительских совещаниях того периода выступает Первый секретарь райкома партии Караваев П.Т. Мы поняли, что школа и тогда выполняла социальный заказ государства, а учителя «несли в массы слово партии». В заметке Л.Еськовой преподавателя Большеглушицкой средней школы за 28 января 1955 года «Собрания родителей» мы прочитали, что учителя и учащиеся Большеглушицкой средней школы совершили лыжный поход в с. Ново-Павловку. Здесь классные руководители 8-10 классов Гришина, Раевская и Зубова и другие провели собрание родителей, дети которых учатся в средней школе. Родители слушали лекцию «Религиозные предрассудки и борьба с ними», а потом силами учащихся и учителей был дан концерт для родителей. Такое же собрание проведено в селе Тамбовка. Мы поняли, что лыжи были не только спортивным занятием, а видом транспорта того времени.
Вообще школа играла очень важную роль в селе. Мы читали заметки о выступлениях драматического кружка школы на сцене разных сёл: в Тамбовке, в Н-Павловке, в Б-Дергуновке.Так в газете «Степные известия» за 15 января 1953 года читаем, что коллектив драмкружка БГлушицкой средней школы под руководством З.А.Зубовой в зимние каникулы выезжал в село Тамбовку, где показал пьесу Н.В.Гоголя «Ревизор».
Школа активно развивала физкультуру и спор. Так в заметке В.Николаева «Лыжные соревнования» называется среди лучших лыжников учащиеся Большеглушицкой средней школы Глухов Владимир и Борзых Алексей. К 85-летию А.М.Горького в школах проходили творческие мероприятия. О них пишет газета «Степные известия» от 29 марта 1953 года в статье В.Кряжимской и О.Фабриканта «Горьковские дни в школе».
В жизни советской школы очень большую роль играла пионерская организация. Пионеры – члены детской коммунистической организации, которая была создана по инициативе Н. К. Крупской 19 мая 1922 года. В нашей школе пионерская дружина носила имя Героя Советского Союза Зои Анатольевны Космодемьянской. Ежегодно 19 сентября в День рожденья Зои проходил Торжественный пионерский сбор. В пионеры принимали в третьем классе. К этому событию очень долго готовились. Это была веха в биографии советского человека. При вступлении в пионеры ребята давали «Торжественное обещание юного пионера», в котором клялись быть верными ленинцами и горячо любить свою советскую Родину. Руководили работой пионеров – пионервожатые. В 14 лет ребята готовились к вступлению в комсомол. ВЛКСМ – Всесоюзный Ленинский Коммунистический Союз Молодежи. Эта молодежная организация появилась 29 октября 1918 года. Она охватывала молодежь с 14 до 28 лет. Комсомольцами становились не все бывшие пионеры.
За кандидата поручались товарищи. Прием в комсомол тоже был торжественным. Комсомольцу вручался «Комсомольский билет». Позже, в 70-х годах появилась форма из полушерстяной темно-синей ткани. Пионеры носили красные галстуки, а комсомольцы-значки в виде развернутого знамени с изображением В. И. Ленина и надписью ВЛКСМ.Раньше школа была не только образовательным учреждением, но и частично трудовым. Об этом говорило и ее название – средняя трудовая школа. В основном дети трудились на полях: ездили убирать подсолнечник, свеклу, кукурузу, работали на пришкольном участке. Принимали участие в благоустройстве села, и за ними были закреплены подшефные хозяйства. В летнее время школьники работали в трудовых лагерях. Школьный летний лагерь труда и отдыха появился в начале 60-х годов. Учащиеся 7-9 классов образовывали ученическую производственную бригаду Б-Глушицкой средней школы №1. Смена продолжалась 2 недели. Сначала проживали в палатках, затем был построен стационарный кирпичный корпус. Дети в лагере днем работали в поле, а вечером отдыхали и развлекались.
В заметке «Учащиеся помогают колхозам» В. Борякова мы прочли о том, как десятиклассники нашей школы помогали колхозам «Ведущий к социализму» и «Путь к социализму». Ребята откопали от снега помещения и силосную траншею.
Мы поняли, что в хозяйствах не хватало специальной техники и обращение к дополнительной помощи было просто необходимо. В заметке И.Умнова «Школьники помогают колхозу» сообщается о помощи колхозу им. Сталина в выращивании кукурузы: «На днях 25 учащихся средней школы провели прореживание кукурузы на площади более 30 га» В газете «Степные известия за 20 июня 1953 год заметка А.Булановой, комсомолки 8А класса нашей школы, о том что комсомольцы взяли шефство над полевым вагончиком колхоза им. Сталина. В заметке Л. Щеткиной «Школьник помогают колхозам» рассказывается о том, что учащиеся нашей школы, работая на пункте «заготзерно» разгрузили 20 автомашин с зерном. За хорошую работу бюро РК ВЛКСМ объявило им благодарность. То есть помощь колхозам была обычным делом для учащихся. Ребята воспитывались в труде. Девиз 70-80-х гг был такой: «Живешь на селе - знай технику!» Школа имела трактор «Беларусь», на котором учились вождению. Время назначалось отдельно. Сначала учились водить только мальчики, но в потом обязательным вождение стало и для девушек.О форме. Как известно сейчас каждая школа имеет свою форму. В советские времена форма была единой для всей большой страны. Большинство поколений помнят коричневое, из тонкой шерсти, платье и черный фартук. По торжественным дням белый фартук. В новой школе, построенной в 1964 году, была введена вторая обувь.
Основным видом учебной деятельности был комбинированный урок, включавший опрос, объяснение и закрепление учебного материала. Дисциплина на уроках была строгой. Приветствовали учителя стоя, как и сейчас. Самым большим наказанием было удаление с урока. Большинство учеников соблюдали «Правила для учащихся», которые были вывешены в коридоре. Субординация в отношениях была очень заметной. За полное нарушение правил поведения или грубость ученика педагогический совет мог исключить из школы. Исключению из школы подлежали учащиеся, грубо нарушившие правила и вне школы. Например, появление в общественном месте в нетрезвом виде, распитие спиртных напитков. И такие случаи были по воспоминаниям учителей нашей школы. Единоначальником в школе был директор, но педсовет играл очень большую роль. В 40-х и 50-х годах в школе работали ученические комитеты - учкомы. Память наших бывших выпускников - Резникова Ф.Ф., Николаевой Т И - сохранила имена ярких представителен этого органа ученического самоуправления. Это - Чванов Михаил, выпускник 1941 года, его брат - Чванов Вил (ими дано по первым буквам -Владимир Ильич Ленин ~ это тоже веянье того времени.), Кудинов Валентин, выпускник 1949 года. Главное лицо учкома - председатель. Он имел право присутствовать на педагогическом совете школы. Учком ведал всеми ученическими делами. В газете «Степные известия» за 24 января 1952 года в статье «Решающая четверть учебного года» читаем: «Большую помощь педагогическому коллективу в улучшении успеваемости и дисциплины оказывает ученический комитет», статья рассказывает о роли учкома в подготовке к экзаменам. В связи с наступлением хрущёвской оттепели произошли большие перемены и в образовании. Учкомы были упразднены. Из органов ученического самоуправления остались Совет дружины и Комитет комсомола Школа оставалась мини - моделью тогдашней политической системы. Председателем Совета дружины обычно был член комитета комсомола. Нина Сергеевна Смирнова ( Крюкова) вспоминает, что она несколько лет подряд возглавляла Совет дружины. Её сменила Денисенко Татьяна. Председатель Совета дружины был очень авторитетным, серьёзным, ответственным человеком, выбираемым с одобрения директора школы.
Учителя разнообразили уроки играми по предмету. Кравченко Лариса Владимировна вспоминает: «В шестом классе мне очень запомнились уроки Гришиной В. Г. по математике с элементами игр и ребусов, поэтому этот предмет стал моим любимым ».
Проводились предметные недели. Юленкова Татьяна Николаевна, выпускница 1972 года, вспоминает неделю литературы и русского языка, которую проводила Кудинова Р. А: « Мы, тогда ученики 8А класса, готовили отрывок из комедии Фонвизина «Недоросль», в которой роль Митрофана играл Романенко Сергей, госпожи Простаковой - Резникова Наташа, а я играла роль Софьи. Хорошо помню КВН по литературе, когда мы сражались с 8Б. Не помню, кто победил, но было интересно». В начале 70-х гг вместе с положительным пришли и проблемы: старшее поколение учителей вспоминает это время как время «всеобуча». Успеваемость резко повысилась, а престиж знаний и среднего образования резко упал. Как следствие в начале 70-х годов ввели оценку за прилежение и понятие «средний балл по аттестату». Его учитывали при зачислении в ВУЗы и техникумы. Образование было престижным. Устраивались предметные олимпиады по математике, физике, биологии, химии. Победитель VIII Всероссийской олимпиады по биологии - 1974 -Иващенко Людмила (сейчас Митькова Л,А.) работает в нашей школе. Проводились конкурсы на лучшее сочинение по заданной теме. Жаворонская Людмила Александровна(Пастухова) вспоминает: «В 1970 году, к 100 - летию со дня рождения В.И.Ленина писали сочинение «Если б посмотрел Ильич...», в котором комсомольцы отражали все тогдашние достижения нашей страны. Лучшим было сочинение Ларисы Пейль. Её сочинение зачитывали на линейке. За успехи в учебе награждали «Похвальными листами», книгами. А среди отличников выбирались кандидатуры для поездки в международный пионерский лагерь «Артек» и Всесоюзный пионерский лагерь «Орлёнок», где ребята со всех уголков Советского Союза учились и отдыхали». Я тоже была в их числе». В школе была «Доска почета» с портретами отличников. На видном месте висел список медалистов школы. Основные события школы опубликовывались в стенгазете. Общешкольная газета называлась «Сигнал». Школьной печатью заведовала школьная редколлегия. Школьники, как и сейчас, вели дневники, куда учителя ставили оценки. По воспоминаниям Резникова Ф.Ф., дневники ввели в 1939 -- 1940 учебном году. В классах делали «Экран успеваемости». Туда выставляли все оценки по предметам. Он висел на видном месте, и сразу было видно, кто как учится. Учителя проводили родительские собрания в производственных коллективах, где тоже вывешивали «Экран успеваемости». За учебой смотрели не только учителя, но и учащиеся. Они помогали отстающим. Детей тогда воспитывали коллективистами, поэтому помогать другим было престижно. Списывание не поощрялось. Это было позорно, но было всякое. Ставилась оценка и по поведению. Это обсуждалось в классе и на педсовете.
В советское время в школе был такой предмет НВП – начальная военная подготовка. На нем старшеклассники изучали основы военного дела, Гражданскую оборону, знакомились с основными видами вооруженных сил страны, выполняли практические задания по преодолению полосы препятствий. Выезжали на стрельбища. Так же в нашей школе шла спортивная подготовка юношей и девушек. Ребята занимались спортом не только на уроках физкультуры, но и с удовольствием посещали различные секции в школе: футбольная, волейбольная, баскетбольная, велосипедная, лыжная. Наши спортсмены во многих районных и даже областных соревнованиях занимали призовые места. Одним из любимых мест школьников был стадион. Также в школе шла и спортивная подготовка юношей и девушек. Работали спортивные секции. Благодаря Александру Фёдоровичу Антонову и поддержки администрации школы на высоте была туристическая работа. На велосипедах по родному краю с гитарой и палатками – об этом вспоминают все выпускники Александра Фёдоровича.
С приходом в школу Гришиной Веры Георгиевны туристические маршруты вышли за пределы нашей области. До 1982 года все спортивные секции были в школе, так как ДЮСШ не существовало. Нам трудно представить, что и спортзалы были не всегда. Но спортивные площадки были. Стадион был любимым местом молодёжи. Весной, когда чуть подсохнет, играли и в волейбол, и в футбол. Зимой там одно время заливали каток, а в центре ставили ёлку. Вдоль стадиона шла лыжня, которая никогда не пустовала. Популярна была и освещенная лыжня, специально проложенная по берегу Иргиза. Лучшие спортсмены ездили на районные, городские соревнования и занимали призовые места. Учитель физкультуры Глухов Владимир Иванович называет своих учеников, которыми по праву может гордиться школа:
Выпускник 1964 года Джугашвили Александр, которому было присвоено звание «Мастер спорта»: Его достижения: 1963 год - Чемпион СССР по велоспорту на спартакиаде, 1965 год - Серебряный призер первенства СССР на 100 км, 1966 год - было присвоено звание «Мастер спорта».
Выпускник 1973 года Чесноков Геннадий Валентинович, член сборной СССР по борьбе, в его спортивной копилке две золотые медали чемпионата Европы по борьбе самбо и дзюдо, золотой пояс чемпиона Европы.